Компоненты цианистых электролитов

Неотъемлемым компонентом всех цианистых электролитов является углекислый натрий, который образуется в электролите как продукт разложения цианистого натрия. Содержание карбонатов до 60 гл существенно не влияет на процесс осаждения цинка, однако более высокая концентрация их резко снижает качество осадка. Кроме карбонатов, вредные примеси в этих электролитах — соли тяжелых металлов, которые, включаясь в осадок, снижают его антикоррозионную стойкость.
Характерные неисправности в цианистых электролитах цинкования рассмотрим ниже.
Аноды. Для цинкования применяют аноды из цинка марок ЦО и Ц1 в виде пластин или специальных шаров, загружаемых в стальные или титановые корзины. Наиболее целесообразно применять аноды в корзинах. Соотношение анодной и катодной поверхностей в цинковых ваннах составляет для цианистых электролитов 1 : 2 и 1:1 для всех остальных составов.
Снятие недоброкачественных осадков цинка. Со стальных деталей цинковые покрытия удаляют химически в 5—10%-ном растворе соляной кислоты при температуре 18—22° С или в 20%-ном растворе едкого натра при температуре 60—70° С, или на аноде в 10%-ном растворе едкого натра при температуре 18—22° С и плотности тока 4 Адм2. Цинковые покрытия с алюминиевых деталей снимают химически в концентрированной соляной кислоте при комнатной температуре.
Применение цинковых электролитов. В автомобильной промышленности наибольшее распространение получили цианистые электролиты, в основном с блескообразующими добавками. Эти электролиты универсальны, одинаково приемлемы и для простых и для сложных по форме деталей. Ограниченное применение имеют цинкатные и аммиакатные электролиты, которые при определенных условиях дают светлые осадки. Недостаток аммиакатных электролитов — их агрессивность вследствие наличия свободного хлора. Хлор плохо отмывается и пагубно влияет на сохранность оборудования и качество деталей, в основном на качество деталей закрытого профиля. Наименьшее распространение получили простые сернокислые электролиты.
Характер электролитов позволяет с учетом производственных возможностей выбрать для определенной номенклатуры деталей наиболее рациональный состав электролита: для деталей сложного профиля применяются цианистые электролиты, в которых покрываются и не сильно профилированные детали, для деталей простой формы можно применять и другие электролиты.

Запись опубликована в рубрике Металлопокрытия в автомобилестроении. Добавьте в закладки постоянную ссылку.