Механизм защиты

Механизм защиты заключается в следующем: средний слой никеля из-за наличия большого количества серы является анодом как по отношению к верхнему, так и по отношению к нижнему слоям никеля, вследствие чего разрушение всего покрытия резко замедляется и идет горизонтально по среднему слою.
Ускоренные и натурные коррозионные испытания показали, что антикоррозионная защита покрытием три-никель выше, чем одинарным никелем и би-никелем в любых толщинах.
Комбинированное покрытие сил-никель, которое часто называют композиционным, получается соосаждением никеля и мелких инертных частиц. Соосаждение происходит вследствие захвата инертных частиц растущими слоями металла. Размер частиц составляет 0,01—0,02 мкм, количество их в никелевом осадке 106—108 на 1 см2 поверхности. Сил-никель применяют как последний слой перед хромом в защитно-декоративном покрытии и наносят на блестящий никель тонким слоем (1—2 мкм). Благодаря высокой дисперсности инертных частиц тонкий слой сил-никеля не меняет декоративного вида блестящей никелированной поверхности, а при последующем хромировании позволяет получить микропористый хром, что увеличивает антикоррозионную стойкость покрытия. Сил-никель наносят на одинарный никель, би-никель и три-никель. По результатам ускоренных испытаний антикоррозионная стойкость покрытий: медь—три-никель—хром и медь— блестящий никель-сил-никель—хром, одинакова. При нанесении сил-никеля на три-никель антикоррозионная стойкость резко возрастает, появляется возможность уменьшения толщины слоя меди или исключения медного слоя вовсе.
При многослойных покрытиях в системах никель — хром является катодом, а никель — анодом. При попадании на покрытие атмосферных осадков и влаги коррозия начинается в порах хромового покрытия на поверхности никеля. Коррозия однослойного никелевого покрытия распространяется вертикально и беспрепятственно переходит в коррозию медного слоя и стали. Коррозия би-никеля распространяется по блестящему слою благодаря его более отрицательному потенциалу и переходит в коррозию полублестящего никеля и меди после нарушения действия анодной защиты блестящим никелевым слоем. Коррозия три-никеля распространяется вертикально по блестящему слою до более электроотрицательного высокосернистого слоя никеля, по которому распространение коррозии идет горизонтально. Нижний полублестящий слой никеля надежно защищен двумя слоями более электроотрицательных слоев никеля. Коррозия сил-никеля распространяется горизонтально по границам зерен инертных веществ.
Непосредственно под порой в хромовом покрытии при нанесении хрома на сил-никель находится бесцветная прозрачная непроводящая частица, а коррозия никеля идет по узкому кольцу вокруг нее. С течением времени продукты коррозии никеля заполняют узкий зазор между непроводящей частицей и хромом и пора герметизируется, а коррозия в ней приостанавливается. Антикоррозионная защита микропористым хромом осуществляется благодаря резкому уменьшению плотности анодного тока.
В отечественной автомобильной промышленности применяют следующие виды никелевых покрытий: блестящий однослойный никель, би-никель, три-никель, сил-никель, матовый однослойный никель. Преимущественное применение того или иного вида никелевого покрытия зависит от назначения покрытия, основного металла и условий эксплуатации деталей.

Запись опубликована в рубрике Металлопокрытия в автомобилестроении. Добавьте в закладки постоянную ссылку.