Процесс защитно-декоративного хромирования

Стальные детали покрывают на различные толщины в зависимости от условий эксплуатации послойно: медью из цианистых электролитов, медью из кислых электролитов, никелем блестящим однослойным или комбинированным, хромом. Детали цинкового сплава покрывают послойно: медью из цианистых электролитов, блестящим никелем однослойным или комбинированным, хромом. Латунные детали покрывают никелем и хромом, подслой меди из цианистых электролитов перед никелированием латунных деталей применяют в чисто технологических целях — для улучшения сцепления и придания более равномерного цвета латунной поверхности. Эта операция необязательна и зависит от требований к детали и марке латуни.
Процесс защитно-декоративного хромирования бывает с прерывным и с непрерывным циклами. Наиболее рационален непрерывный процесс, который применяют для большинства деталей.
Прерывный цикл покрытия применяют в том случае, когда требуется особенно тщательная декоративная отделка крупных деталей или тогда, когда процесс блестящего меднения на сложнопрофилированных деталях при большой толщине покрытия не обеспечивает достаточной чистоты поверхности (пригары, шероховатость, дендриты). В этом случае процесс меднения ведут в самостоятельном агрегате, после меднения производят местную или общую подполировку на шлифовальном оборудовании. Процесс никелирования-хромирования производят в отдельном автомате. Необходимость прерывного процесса диктуется условиями производства, качеством поверхности основного металла детали, требованиями к декоративной отделке деталей.
Заводы отечественной промышленности и зарубежных фирм применяют прерывный процесс для самой крупной детали автомобиля бампера с целью более тщательной отделки поверхности.
Отличительная черта современной схемы декоративного процесса покрытия — наличие большого количества обезжиривающих операций и предварительных промывок перед гальваническим покрытием в растворах, содержащих компоненты электролита покрытия. Так, применяют кислотные промывки в 5%-ном растворе серной кислоты перед сернокислым меднением, промывки в 5%-ном растворе цианистого натрия перед цианистым меднением, хромовая промывка никелированных деталей перед хромированием. Все эти промывки необходимы для ослабления или исключения влияния посторонних анионов на состав электролита.
На автомобильных заводах применяют различные схемы технологических процессов, различающиеся в основном количеством слоев медных покрытий, применением никелевого подслоя перед меднением из кислых электролитов и количеством обезжиривающих и промывных операций.
Многие зарубежные фирмы применяют многослойное меднение для деталей цинкового сплава. Известно несколько вариантов технологического процесса нанесения медного подслоя на детали цинкового сплава: последовательное нанесение меди из цианистого, пирофосфатного и сернокислого электролитов с общей толщиной слоя меди 15 мкм; последовательное покрытие медью в цианистом и сернокислом электролитах; покрытие только в цианистом электролите.
С точки зрения технологичности процесса и габаритов оборудования наиболее целесообразно применять однослойное меднение при толщине меди 15—18 мкм. Если необходима толщина меди выше 20 мкм, целесообразен процесс двухслойного меднения.
Для защиты стальных деталей от контактно выделяющейся меди при меднении в сернокислом электролите применяют в основном предварительное меднение в цианистом электролите. Наряду с этим процессом некоторые зарубежные фирмы и отечественные заводы применяют вместо медного подслоя из цианистых электролитов никелевый из стандартных матовых электролитов. Это несколько усложняет и удорожает производство, не давая качественных преимуществ. Применение никелевого подслоя может быть оправдано только в условиях отсутствия на предприятии цианистых электролитов или применения специальных никелевых электролитов.
В зарубежной практике нашли применение высокохлористые никелевые электролиты для предварительного никелирования внутренней поверхности трубчатых деталей.
Никелирование производят в растворе следующего состава, гл: хлористый никель 800; борная кислота 30—40.
Режим работы: рН — 3,5 -4- 4; температура 70—75° С; плотность тока 3—4 Адм2; перемешивание, непрерывная фильтрация.
Кроме этих существенных различий, технологические процессы одного и того же назначения различаются по количеству обезжиривающих операций и соответствующих промывочных операций. Количество этих операций зависит от загрязненности поверхности деталей и наличия или отсутствия после шлифовальных и полировальных операций очистки органическими растворителями с ультразвуком.
Предлагаемые далее схемы технологических процессов отражают наиболее распространенный технологический процесс на заводах легковых автомобилей.

Запись опубликована в рубрике Металлопокрытия в автомобилестроении. Добавьте в закладки постоянную ссылку.