Требования к защитным покрытиям

У всех покрытий независимо от назначения должны быть хорошее сцепление с основой, мелкокристаллическая структура, равномерный цвет, минимальная пористость. В зависимости от назначения, кроме общих требований, к покрытиям предъявляются специальные требования.
Требования к защитным покрытиям. В автомобильной промышленности применяют следующие виды защитных покрытий:
для стали и чугуна — цинкование, кадмирование, никелирование, фосфатирование, оксидирование;
для алюминия и его сплавов — анодирование и пассивирование, для цинкового сплава — пассивирование;
для латуни — никелирование.
Определяющим качеством для этой группы покрытий является вид и толщина слоя для металлических покрытий и сплошность пленки для фосфатных, оксидных, хроматно-оксидных, хроматно-фосфатных, фосфатно-оксидных покрытий. Наиболее распространенные защитные покрытия в автомобильной промышленности — цинкование и фосфатирование с дополнительной обработкой. Кадмирование находит ограниченное применение из-за более высокой стоимости (1 цинкового покрытия в 20 раз дешевле кадмиевого при одной и той же толщине) и меньшей коррозионной устойчивости в промышленной атмосфере. Требования к внешнему виду защитных металлических покрытий ограничиваются равномерностью цвета и отсутствием внешних дефектов, влияющих на антикоррозионную стойкость покрытия. Блестящие цинковые и кадмиевые покрытия исключают следы от рук на деталях и улучшают их товарный вид.
Внешний вид хроматных пленок на цинковом и кадмиевом покрытиях, пассивных пленок на цинковом и алюминиевом сплавах по интенсивности окраски определяет сплошность и качество пленки и поэтому является одним из основных параметров контроля. Цвет пассивированных кадмиевых и цинковых покрытий должен быть золотисто-желтым с радужными оттенками, коричневый цвет пленок указывает на их низкое качество. Пассивные пленки на алюминиевом и цинковом сплавах в зависимости от состава сплава имеют цвета: светло-серый, золотисто-желтый, желтый, голубой. Разнотонность цвета, светлые и темные полосы на поверхности деталей говорят о плохом качестве пленки.
Цвет анодно-окисного покрытия зависит от состава сплава и может быть от светло-серого до темно-серого и темно-коричневого, а для магниевых сплавов — от желтого до темно-зеленого.
Требования к защитно-декоративным покрытиям. В качестве защитно-декоративных покрытий в автомобильной промышленности применяют многослойные медь-никель-хромовые покрытия для деталей из стали, пластмасс и цинковых сплавов и анодизационные покрытия для деталей из деформированных алюминиевых сплавов.
У многослойных покрытий катодный характер защиты и поэтому они должны обеспечить надежную механическую защиту основного металла от коррозионных разрушений.
В последние годы в промышленности применяют новые коррозионно-стойкие никелевые покрытия систем сил-никель и три-никель, которые по коррозионной стойкости превосходят блестящие одинарные никелевые покрытия в 2,5—3 раза. В отличие от защитных покрытий внешний вид защитно-декоративных покрытий — один из основных показателей его качества. Получение блестящих покрытий непосредственно из гальванических ванн позволило в значительной степени стабилизировать внешний вид блестящих покрытий.
К металлическому защитно-декоративному покрытию, кроме защиты от коррозии, предъявляются требования: это покрытие должно быть серебристо-серого с блеском цвета, обладать высокой отражательной способностью и должно быть без поверхностных дефектов на видовой стороне деталей. К обратной стороне деталей не предъявляют в отношении декоративности требования, толщина слоя также не регламентируется. Однако наличие минимального защитного слоя обязательно, в противном случае обратную сторону деталей покрывают дополнительным антикоррозионным лакокрасочным покрытием.
Требования к декоративным анодизационным покрытиям ограничиваются толщиной анодизационной пленки, цветом, блеском, отсутствием внешних дефектов.
Как правило, внешний вид деталей защитно-декоративной группы определяется техническими условиями на изделие и обусловливается эталоном.

Запись опубликована в рубрике Металлопокрытия в автомобилестроении. Добавьте в закладки постоянную ссылку.