Выбор вида и толщины покрытия автомобиля

Вид и толщину покрытия выбирают в зависимости от назначения деталей, условий эксплуатации покрытий, условий размещения деталей, макроклиматического района эксплуатации изделия.
При выборе вида и толщины покрытий следует учитывать срок службы изделия, материал детали, допустимость контактов сопрягаемых металлов и экономическую целесообразность. Толщина слоя металлических покрытий назначается согласно ГОСТу, учитывающему, кроме групп эксплуатации покрытий, условия эксплуатации изделия.
Для эксплуатации в тропических условиях в качестве защитного покрытия применяют цинкование с хроматированием и фос-фатированием или лакокрасочным покрытием и в редких случаях — кадмирование при условии непосредственного попадания брызг морской воды на деталь. Для эксплуатации в тропических условиях в качестве защитно-декоративного покрытия применяют многослойное покрытие с коррозионно-устойчивым никелевым покрытием систем сил-никель или три-никель соответствующей толщины.
Большинство автомобильных деталей изготовляют из углеродистой стали, чугуна, небольшое количество декоративных деталей — из цинкового сплава ЦАМ-4-1, деформированных алюминиевых сплавов и коррозионно-стойкой стали. Около 90% покрываемой поверхности деталей подвергают защитному покрытию, 10% — защитно-декоративному (многослойное металлическое покрытие и анодирование), 1% —специальным покрытиям.
Большинство деталей защитной группы покрытий находится внутри агрегатов, их подвергают цинкованию в случае жестких, средних и легких условий эксплуатации с толщиной покрытия, соответствующей условиям эксплуатации.
Детали, эксплуатирующиеся в легких условиях, в среде смазочных жидкостей и масла, как правило, подвергаются фосфатированию или оксидированию. Фосфатирование предпочтительнее как по качеству защиты, так и по технологичности процесса. В редких случаях фосфатирование применяют для деталей, эксплуатирующихся в средних условиях. В этом случае фосфатированные детали не промасливаются, а окрашиваются вместе с агрегатом в один и тот же цвет. Это диктуется необходимостью создания одноцветного покрытия деталей и всего агрегата. Эксплуатирующиеся в легких условиях стандартизованные детали обивки с мелкой резьбой, детали, требующие светлого тона для сочетания с цветом агрегата, не фосфатируют. Во всех этих случаях применяют цинкование. Вообще легкие условия эксплуатации допускают различные варианты покрытий и в этом случае следует учитывать заводские технические условия.
Пассивные пленки на литых алюминиевом и цинковом сплавах применяют только для легких условий эксплуатации.
Основную массу деталей защитно-декоративной группы эксплуатируют в жестких и особо жестких условиях. Это детали наружной отделки автомобиля, несущие определенную механическую нагрузку и подвергающиеся непосредственному воздействию наружной атмосферы. Стальные детали и детали цинкового сплава этой группы подвергают многослойному защитно-декоративному покрытию медь-никель-хром, в состав которого входит коррозионно-стойкий никель. Толщину слоя устанавливают в зависимости от условий эксплуатации и материала детали по ГОСТу.
Значительный объем в специальных покрытиях занимают микропористое и твердое хромирование поршневых колец. Это покрытие наносится на наружную цилиндрическую поверхность чугунных, стальных и металлокерамических колец для увеличения износостойкости и улучшения условий смазки трущихся поверхностей. Заданная толщина слоя в этом случае определяется типом хромового покрытия, равномерностью распределения хрома на поверхности кольца, материалом и состоянием предварительно обработанной поверхности кольца, условиями дорожной эксплуатации. В зависимости от этих условий толщина хрома составляет от 80 до 180 мкм.
Часть стальных деталей обрабатывают в фосфатирующих растворах для увеличения антифрикционных свойств и перед экструзией. В первом случае фосфатную пленку пропитывают эмульсией или дисульфидом молибдена, во втором — обрабатывают мыльным раствором.
Во всех случаях вид и толщина покрытия определяются заводскими техническими условиями, которые составляются в соответствии с ГОСТом на эксплуатационные группы.
Оригинальные виды и толщины покрытий, отличные от рекомендуемых ГОСТом, должны быть технически обоснованы конструкторской и технологической документацией.

Запись опубликована в рубрике Металлопокрытия в автомобилестроении. Добавьте в закладки постоянную ссылку.